господа, вопрос не совсем асушный - но насущный и профильный: кто может провести четкую параллель между соблюдением электромагнитной совместимости и подшипниковыми токами двигателя? я это видел как примерно и трактуется в определении: Электромагнитная совместимость (ЭМС) (electromagnetic compatibility — EMC) — это способность технического средства (ТС) эффективно функционировать с заданным качеством в определенной ЭМО, не создавая при этом недопустимых электромагнитных помех другим ТС. т.е. требования ЭМС предназначены в первую очередь для обеспечения оптимальных условий работы других технических средств но производитель двигателя явно утверждает что для исключения подшипниковых токов нужно применять экранированный кабель двигателя и соблюдать все остальные требования ЭМС в принципе касательно экрана кабеля согласен - это гораздо лучший путь для высокочастотного тока, чем многопроволочная круглая жила PE
Комментарии: 16
Evgeniy
как-то кажется что хрень, наведение поля от стекания тока через подшипники, про само явление ранее даже не знал (гуглить пришлось). Высокочастотные помехи от частотника в первичные цепи - тема популярная и фильтры местами очень нужны, но чтобы за частотник да еще и наведенные поля от вращающегося ротора через подшипники ...
Alexander
"Причиной появления подшипниковых токов является асимметрия магнитного поля электрической машины, возникающая в переходных контактах магнитопроводов, в сегментированных сердечниках статоров. У малых машин переменного тока (диаметром до 990 мм) сердечники статоров выполняют из цельных листов, потоки рассеивания таких машин и ЭДС валов незначительны, подшипники не подвергаются разрушению."
Strat
Да, извиняюсь, сразу не уточнил - речь о работе двигателя 315 кВт от ПЧ
Alexander
высокочастотные появляются при применении ПЧ, у вас об этом ничего не сказано
Strat
ПЧ есть - и производитель двигателя знал об этом, и якобы установил изолированный подшипник
Alexander
в этих случаях применяется изоляция подшипников
Strat
теперь подшипник умирает (кстати далеко не первый случай когда изолированный подшипник умирает за последние два года) - и производитель накатал целую телегу о обеспечении ЭМС
Alexander
"Из каталога частотнорегулируемых двигателей Элдин: Подшипники При работе от преобразователя частоты по контуру двига- теля через подшипник может протекать ток. Если на противоположных торцах вала падение напряжения меньше 500 mV, то ток по контуру отсутствует, если боль- ше, то необходимо принимать меры по изоляции подшип- ников. Как правило, протекание токов по контуру через подшипник наблюдается у двигателей больших габаритов. Для двигателей с высотой оси вращения 315, 355 мм в стан- дартном исполнении для работы с ПЧ применяется изоли- рованный подшипник на стороне вентилятора. На двигателях меньших габаритов установка изолированно- го подшипника по требованию заказчика. Т.е. минимально необходимо для двигателей габаритом начиная от 315 изолировать подшипник со стороны противоположной валу. Как опция дополнительной защиты - обе группы изолированных подшипников и еще система заземления вала графитовыми щетками."
Strat
в том числе рекомендует заземлить экран кабеля С ОДНОЙ СТОРОНЫ. что как все мы понимаем повлияет только на снижение помех - а не обеспечит высокочастотный путь для токов на землю
Alexander
экран кмк не спасет от токов наводимых в конструкции ЭД, он таки больше предназначен для снижения излучения вовне. На мой взгляд, кардинально решить проблему могли бы синус фильтры. Ну либо как в отправленом выше предложении от Элдин
Strat
вот я и так считаю, спасибо за мысли
Evgeniy
согласен с Александром
Evgeniy
так подшипник не изолированный сейчас используется?
Strat
производитель утверждал при заказе что двигатель "адаптирован для работы с ПЧ", сейчас пытаемся достать чертежи и информацию о том "как адаптирован", на шильдике указаны обычные подшипники - но это не редкость уже (что на шильдике двигателя не указаны меры изоляции подшипника, даже если изолированный подшипник, или крышка с посадочным гнездом для подшипника изолирована, что чаще встречается)
Sifun
как интересно, не знал о таком. как насчёт поставить подшипники с керам шарами?
Strat
Они к ударным нагрузкам очень чувствительны, не со всеми насосами можно применять, + цену будет сложно обосновать, керамический дороже чем подшипник с покрытием обойм в пару раз С технической точки зрения я бы там где это возможно, на таких проблемных двигателях ставил два керамических подшипника, но кто за это платить захочет)